Программа «Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте детей средней группы с ограниченными возможностями здоровья»

Разделы: Коррекционная педагогика


I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка

Известно, что успешность обучения детей в школе во многом зависит от предшествующего развития ребёнка, от уровня сформированности необходимых для этого предпосылок.

К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребёнком речевой действительности и её элементов – слов, звуков.

Дети с задержкой психического развития при сохранном слухе, как правило, “не слышат” в слове отдельных звуков. Слово выступает для них лишь в качестве средства общения. У детей с задержкой психического развития не сформировано слуховое восприятие. Большинству детей доступны лишь элементарные формы звукового анализа. Многие из них свободно выделяют в словах только первый звук. Большинство определяют последовательность звуков, исключительно состоящих из обратных слогов в односложных словах. У детей рассматриваемой группы возникают значительные трудности при необходимости выделить безударный гласный в конце слова, согласный при их стечении в одном слоге и в парных слогах. Все это свидетельствует о том, что вследствие нейропсихологических особенностей у детей с задержкой психического развития в дошкольный период не накопилось достаточного речевого опыта, необходимого для овладения грамотой. Они оказались недостаточно подготовленными к языковым наблюдениям, сравнениям и обобщениям.

Ряд исследователей, занимающихся проблемой изучения фонематических процессов у дошкольников с задержкой психического развития, отмечают, что несформированность этих процессов может послужить причиной нарушения письменной речи. По данным Департамента образования г. Москвы (2011), в настоящее время 45% детей, принятых в первый класс общеобразовательной школы, имеют различные нарушения в развитии. Одной из наиболее острых проблем являются нарушения речевого развития: до 60% младших школьников имеют нарушения устной речи, 25% - нарушения письменной речи.

Традиционная работа над ошибками, многократное переписывание одних и тех же заданий, бесконечные целенаправленные диктанты не дают желаемого результата.

Следовательно, пути решения данной проблемы нужно искать на более ранних этапах развития ребёнка, а именно, в дошкольном возрасте, когда речь идёт о профилактике нарушений чтения и письма. Любое нарушение легче предупредить, чем исправить, поэтому целесообразно в дошкольный период провести профилактическую работу по предупреждению нарушений письменной речи, обусловленных несформированностью фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

В этой связи проблема повышения качества коррекционной помощи детям с задержкой психического развития в плане подготовки их к обучению грамоте приобретает повышенную актуальность и социальную значимость. Чем раньше будет начата коррекционная работа с детьми, тем меньше затруднений возникнет в речевом и интеллектуальном развитии. Между тем, отсутствует рекомендованная Министерством образования и науки РФ программа по подготовке к школе детей средней группы с задержкой психического развития.

Это и определило необходимость составления рабочей программы “Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет с ограниченными возможностями здоровья” (далее - рабочая программа).

Рабочая программа имеет коррекционно-развивающую направленность. Она предназначена для обучения и воспитания детей 4-5 лет, зачисленных в группу компенсирующей направленности. Она определяет содержание и организацию образовательного процесса по формированию фонематических представлений детей с задержкой психического развития и направлена на профилактику нарушений письменной речи.

Теоретической и методологической основой рабочей программы являются:

  • положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка;
  • учение Р.Е. Левиной о трех уровнях речевого развития и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения;
  • исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б. Филичевой и Г.В.Чиркиной.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и с учетом положений “Основной общеобразовательной программы дошкольного образования” муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения “Детский сад “Березка” комбинированного вида”.

Основная база программы:

  • Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.- 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.
  • Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет).- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
  • Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. – М.: В.Секачев, 2007.
  • Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2002.
  • Федорова Л.И. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: организация коррекционно-развивающей работы. М.- Педагогический университет “Первое сентября”, 2014.

Актуальность рабочей программы определяется распространенностью речевых нарушений детей дошкольного возраста, стойкой тенденцией к росту частоты обращений родителей детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями за помощью к учителям-логопедам; необходимостью своевременного оказания этим детям качественной коррекционно-логопедической помощи, позволяющей предупредить вторичные отклонения в развитии и снизить риск возникновения дисграфии на начальных этапах обучения в школе.

Практическая значимость рабочей программы состоит в комплексном решении задач коррекционно-развивающего обучения, к которым, помимо задачи формирования речевой деятельности, относится когнитивное и эмоционально-личностное развитие ребенка.

Тип программы: парциальная коррекционно-образовательная программа для детей 4-5 лет с задержкой психического развития.

Срок реализации программы: 1 год. Программа рассчитана на 34 учебных часа в год (1 раз в неделю), длительность одного часа составляет 20 минут.

Условия реализации программы:

  • Специальная подготовка педагога (логопедическое или дефектологическое образование).
  • Комплексное воздействие учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателей группы и родителей.

Систематическое проведение занятий: 1 занятие в неделю продолжительностью 20 минут.

Принципы работы с детьми:

  • систематичность;
  • последовательность;
  • доступность;
  • учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей.

Учитель-дефектолог опирается на принципы коррекционно-логопедического воздействия:

  • принцип опоры на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в период дошкольного детства (в норме);
  • осуществление тесной взаимосвязи в работе над различными сторонами речи;
  • принцип коммуникативного подхода к формированию устной речи.

Цели и задачи реализации программы

Цель программы: коррекция фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников 4-5 лет с задержкой психического развития.

Задачи:

  • Формирование у детей направленности на звуковую сторону речи; развитие умений вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению.
  • Совершенствование чувственного (сенсорного) опыта в области русского языка: развитие способности ребенка на основе собственного сенсорного опыта выделять существенные признаки двух основных групп звуков русского языка – гласных и согласных.
  • Уточнение и обогащение словарного запаса детей в связи с расширением непосредственных впечатлений об окружающем мире.
  • Развитие связной речи: формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия употребляемых слов, грамматической правильности построения предложений, внятности и выразительности речи.
  • Формирование приемов умственной деятельности, необходимых для развития умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки и обобщать явления языка.

Принципы и подходы к формированию программы

Рабочая программа:

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
  • отвечает принципу внутренней непротиворечивости выдвигаемых теоретических положений, формулируемых целей и задач, форм и методов работы;
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближается к разумному “минимуму”);
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • формирует такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников строится с учетом принципа интеграции образовательных областей. Цели и задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других образовательных областей;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Программные темы доступны детям и вызывают положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения у них соответствующей мотивации в образовательном процессе;
  • строится на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым.

Планируемые результаты освоения Рабочей программы

К концу пребывания в средней группе компенсирующей направленности ребенок:

  • вычленяет начальные гласные звуки из слов в ударной позиции;
  • относит звуки к гласным звукам на основе их опознавательных признаков;
  • условно обозначает гласные звуки фишкой красного цвета;
  • подбирает слова, начинающиеся на заданный гласный звук;
  • использует средства интонационной выразительности.

Мониторинг образовательного процесса

Мониторинг образовательного процесса осуществляется с помощью следующих методов: наблюдение, беседа, диагностические задания, диагностическая игра и т.д. Мониторинг развития детей проводится в сентябре и апреле, промежуточная диагностика – в январе. Результаты мониторинга фиксируются в карте развития детей, диагностических картах.

Психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития (Приложение 1).

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Методы организации, планирование и проведение занятий

Комплектование групп. Дети 4-5 лет, имеющие задержку психического развития, общее недоразвитие речи делятся на 2 подгруппы по 5 человек в каждой подгруппе.

Форма реализации программы – коррекционные занятия.

Программа предполагает исключение из образовательного процесса учебной деятельности как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми; направлена на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии.

При проведении непосредственно-образовательной деятельности используются такие формы работы, как рассматривание, наблюдение, сравнение, экспериментирование, словесные и дидактические игры, моделирование и другие. Подгрупповая форма является основной при организации детей.

Взаимодействие с участниками коррекционно-образовательного процесса

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и родителей. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности всего образовательно-воспитательного процесса. Комплексный подход к профилактике нарушений развития у дошкольников предполагает такую организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимального развития ребенка. (Приложение 2).

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями как с участниками образовательного процесса значительно повышает результативность коррекционно-развивающей и профилактической работы. Цель взаимодействия: создание единого корреционно-развивающего пространства. Важна систематическая организация разнообразных форм взаимодействия с родителями воспитанников: собрания, групповые и индивидуальные консультации по вопросам воспитания и обучения ребенка с нарушениями в развитии, мастер-классы, семинары-практикумы по обучению родителей игровым приемам работы с детьми, открытые итоговые занятия. Традиционные формы работы с родителями дополняются интерактивными: гостиная, конференция, практикум. В результате сотрудничества родители осваивают эффективные приемы работы с детьми, что способствует преодолению нарушений в развитии детей. (Приложение 3).

Содержание работы по освоению компонента образовательной области

Содержание работы по освоению раздела “Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте” в рабочей программе представлено учебно-тематическим планом (Приложение 4), перспективным планом (Приложение 5), календарно-тематическим планированием (Приложение 6).

Календарно-тематическое планирование разработано с учетом:

  • обязательного минимума содержания государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО);
  • основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение программы включает:

  • перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (Приложение 7);
  • литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса (Приложение 7);
  • конспекты фрагментов организованной образовательной деятельности;
  • диагностические методики, карты;
  • рекомендации для педагогов и родителей.

Использованная литература.

  1. Баренцева Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. — М., 1995.
  2. Гербова В. В. “Учусь говорить”. М.: ВЛАДОС, 2003.
  3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985.
  4. Занимательное азбуковедение (сост. В. Волина). — М., 1991.
  5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия. — Краснодар, 1994.
  6. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР / авт.-сост. А.М. Быховская, Н.А. Казова. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2013.
  7. Лопухина И.С. Логопедия. — М., 1995.
  8. Максаков А. И. “Правильно ли говорит ваш ребенок”. М.: Мозаика-СИНТЕЗ, 2006.
  9. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. — С.- П., 1995.
  10. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. — М., 1995.
  11. Скажи по-другому. /Под ред. О.С.Ушаковой. — Самара, 1994.
  12. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения — что это? Части I, II, III. — Смоленск, 1998.
  13. Тумакова Г.Л. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. — М., 1991.
  14. Федорова Л.И. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: организация коррекционно-развивающей работы. М._ Педагогический университет “Первое сентября”, 2014 г..
  15. Филичева Т.Б., Туманова Т. В. “Программа коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи”. М.: Гном-пресс, 1999.
  16. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. “Подготовка к школе детей с ОНР в условиях массового детского сада” М.: 1993.
  17. Филичева Т.Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. “Нарушение речи у детей”. М.: 1993.
  18. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., 1988.
  19. Шмаков С.Л. Игры-шутки, игры-минутки. — М., 1993.